Сайт работает в тестовом режиме. Часть информации будет размещена в ближайшее время. Приносим извинения за временные неудобства.
Звоните нам: 8 (495) 632–90–66     Приёмная комиссия: 8 (495) 632–90–66
Россия, г. Москва, ул. Сретенка 29 (м.«Сухаревская»)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский государственный психолого-педагогический университет

Факультет "Психология образования"

Дошкольная педагогика и психология

Заведующая кафедрой — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры Бурлакова Ирина Анатольевна

Заместитель заведующей кафедры:
Ягловская Елена Константиновна

Методист кафедры:
Бушмина Ольга Александровна

Контактная информация:
ул. Сретенка, д. 29, каб. 312
Телефон: (495) 632-90-66
doshkolnik_mgppu@mail.ru

Специализация

Кафедра является выпускающей и отвечает за подготовку по следующим специальностям и направлениям подготовки (профили и специализации):

Направления подготовки:

44.03.02. Психолого-педагогическое образование (бакалавриат)

44.04.02. Психолого-педагогическое образование (магистратура)

Название программы Профессия //должность Особенности специалистов Место работы
1 Бакалавриат Психология и педагогика дошкольного образования Педагог дошкольного образования // Воспитатель Высокопрофессиональные специалисты — педагоги, способные содействовать развитию каждого ребенка раннего и дошкольного возраста через организацию и психолого-педагогическое сопровождение детских деятельностей, общение, организацию развивающей предметной среды; взаимодействовать с родителями по вопросам развития детей. Государственные, муниципальные или частные образовательные организации, реализующие основные и дополнительные дошкольные образовательные программы; государственные и благотворительные организации, помогающие различным категориям населения.
2 Магистратура Психология и педагогика развития дошкольников Педагог дошкольного образования// Воспитатель/ Педагог-организатор/ Старший воспитатель/ Методист Способны осуществлять и организовывать на практике развивающее образование в соответствии с принципами амплификации и самоценности возраста; решать задачи содействия развитию ребенка-дошкольника; способных к выявлению и изучению современных проблем дошкольного детства и образования детей.
Педагог совмещает в себе квалификационные характеристики педагога (воспитателя), педагога – методиста, педагога-организатора, а также специалиста по решению психолого-педагогических проблем, возникающих в процессе реализации дошкольной образовательной программы, взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, специалистами, администрацией образовательной организации).
Государственные, муниципальные или частные образовательные организации, реализующие основные и дополнительные дошкольные образовательные программы; научно-исследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами дошкольного образования
3 Магистратура Дошкольная практическая психология Педагог-психолог // Педагог-психолог Педагог-психолог, осуществляющий психологическое сопровождение дошкольного образования.
Приобретенные компетенции позволят педагогу-психологу работать в качестве детского практического психолога по проблемам развития ребенка-дошкольника и выполнять функции педагога-психолога в дошкольной организации.
Педагог-психолог дошкольного образования – специалист, глубоко понимающий специфику дошкольного возраста и особенности образовательной (развивающей) работы с детьми-дошкольниками; способный оказывать психологическую содействие и поддержку педагогам в решении образовательных задач, задач профилактики и преодоления трудностей при освоении детьми образовательной программы, оптимизации взаимодействия с родителями с целью включения их в решение задач развития дошкольников; выделять проблемы реализации дошкольной образовательной программы и исследовать их с целью преодоления.
Государственные, муниципальные или частные образовательные организации, реализующие основные и дополнительные дошкольные образовательные программы; психологические службы различных ведомств; медико-психолого-педагогические центры и комиссии; психологические консультации; научно-исследовательские институты и лаборатории, занимающиеся проблемами дошкольного образования.

В рамках направления подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) на кафедре ведется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре по научной специальности 19.00.13 Психология развития, акмеология.

Деятельность

Кафедра реализует программы повышения квалификации в области дошкольной практической психологии (при наличии базового среднего или высшего профессионального образования в области психологии, социальной работы, педагогики и образования, медицины) и программы профессиональной переподготовки для желающих освоить профессию воспитателя для работы с детьми дошкольного возраста.

За кафедрой закреплены следующие дисциплины.

Выпускники кафедры в зависимости от полученного уровня и профиля образования могут выполнять различные профессиональные задачи образовательной деятельности с дошкольниками: осуществлять комплексные мероприятия психолого-педагогического сопровождения развития детей, проведение профессиональной экспертизы образовательной среды, осуществлять организацию эффективной образовательной деятельности и взаимодействия с дошкольниками; и занимать должности педагога-психолога, педагога, воспитателя, старшего воспитателя; реализовывать свои профессиональные задачи в частных образовательных организациях.

Научные школы

Сфера научных интересов кафедры определяется широким кругом актуальных теоретических и практических проблем развития детей в контексте культурно-исторической и деятельностного подхода: функции символических и наглядно-образных средств в развитии дошкольников; метакогнитивные процессы (познавательной активности, рефлексии) в дошкольном возрасте; особенности психического и личностного развития дошкольников в современных социокультурных условиях; принципы психолого-педагогического сопровождения образовательной работы с дошкольниками с учетом современных требований; инструментарий психолого-педагогического мониторинга для повышения эффективности образовательной работы с дошкольниками; особенности взаимодействия родителей с дошкольниками и их отношения к вопросам воспитания и обучения детей.

На кафедре «Дошкольной педагогики и психологии» в 2015 году проводилась научно-исследовательская работа по основной теме: «Особенности психологического развития, ситуации обучения и воспитания современных дошкольников» (руководитель И.А. Бурлакова и заместитель заведующего кафедрой по научной работе Е.К. Ягловская), направленная на изучение психического и личностного развития дошкольников и образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современных социокультурных условиях.

Основные результаты исследования показали, что:

  1. Результаты научно-исследовательской работы, направленной на выявление особенностей развития дошкольников и определение возможности современной ситуации их обучения и воспитания, позволяют сделать следующие основные выводы:
  2. При решении задач развития эмоциональной сферы с дошкольниками необходимо проводить образовательную и диагностическую работу в контексте детского взаимодействия, а не в специально созданных взрослым ситуациях.
  3. Большинство характеристик поведения детей в ситуации его взаимодействия со сверстниками определяются уровнем овладения ими вербальными коммуникативными средствами.
  4. Благоприятные для взаимодействия детей психолого-педагогические условия оказывают максимальное влияние на такие компоненты коммуникативной компетентности как: умение договариваться, взаимопомощь, снижение уровня конфликтности.
  5. Взаимодействие современных родителей с детьми дошкольного возраста носит эмоционально благополучный характер, но остается весьма авторитарным.
  6. Детская субкультура как универсальный механизм социализации имеет большой образовательный и воспитательный потенциал. Однако современные социокультурные условия проводят к ряду существенных изменений в содержании и структуре субкультуры дошкольников. Одним из важнейших изменением большинство исследователей полагают обеднение субкультуры.
  7. В теоретических и практических исследованиях детского самосознания не достаточно данных для решения вопроса о его возрастной специфики, возможности его развития с целью оптимизации и индивидуализации образовательной работы с дошкольниками.

Несмотря на то, что все задачи научно-исследовательской работы выполнены в полном объеме, необходимо продолжение начатого изучения особенностей современной ситуации их обучения и воспитания и ее влияния на развитие дошкольников.

В целом, результаты выполнения научно-исследовательской работы могут быть использованы как в образовательной работе со студентами, так и при решении практических задач психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания дошкольников.

На кафедре в 2014 году велась научно-исследовательская работа по основной теме «Влияние современных социокультурных условий на развитие детей и особенности образовательной работы в период дошкольного детства» (руководитель И.А. Бурлакова), направленная на изучение психического и личностного развития дошкольников и образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современных социокультурных условиях.

Основные результаты исследования показали, что:

  1. закономерности развития, выявленные отечественными психологами в прошлом веке, справедливы и для современных детей;
  2. игровая деятельность сохраняет свою ведущую позицию в развитии современных дошкольников;
  3. современные социокультурные условия отражаются на психическом развитии дошкольников;
  4. влияние социокультурных условий носит неоднозначный характер. Так, современные социокультурные условия способствуют развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, связной речи, произвольности двигательной сферы детей, овладению детьми мнемическими способами; оказывают благоприятное влияние на познавательную активность детей. Но при этом оказывают негативное влияние на развитие продуктивного воображения дошкольников. Неоднозначный характер влияния современных условий наиболее ярко выступил при исследовании логического мышления, особенностей общения и взаимодействия, ценностных ориентаций современных дошкольников;
  5. современные социокультурные условия существенно не влияют на характеристики отношения родителей к ребенку, но приводя к доминированию у современных родителей позиции акселерации, а не позиции амплификации, характерной для родителей дошкольников прошлого века.

В ведении кафедры находится мемориальная аудитория имени Леонида Абрамовича Венгера (ауд. 410) для популяризации идей психологической школы А.В. Запорожца, нашедших свое экспериментальное и практическое воплощение в работах Л.А. Венгера и сотрудников и учеников.

Кафедра за последние пять лет (2010-2015) получила 8 грантов на проведение научно-исследовательских работ и разработок.

Перечень психологических школ, в рамках которых проводятся исследования факультета: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер

Дальнейшее развитие основных положений психологической школы: 

  • Психолого-педагогическая экспертиза игрушки;
  • Развитие межличностных отношений в раннем и дошкольном возрасте;
  • Детско-родительские отношения;
  • Особенности развития ведущей деятельности у детей с ограниченными возможностями;
  • Знаково-символическое развитие детей с ограниченными возможностями;
  • Эмоциональное развитие дошкольников;
  • Развитие познавательных и художественных способностей в дошкольном возрасте.

Достижения кафедры

Гранты, поддержанные Министерством образования и науки Российской Федерации:

  • «Разработка моделей и методик, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, для диагностики результативности труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций как основания их аттестации» (2013 г.);
  • «Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе организация обсуждения профессиональных стандартов их педагогической деятельности» (2013-2014)

Гранты, поддержанные Департаментом образования города Москвы

  • «Разработка примерной ООП бакалавра и магистра «Дошкольная педагогика и психология по направлению ППО» (2010);
  • «Разработка единой системы психолого-педагогической диагностики в рамках реализации преемственности дошкольного и начального общего образования (для детей в возрасте от 5 до 8 лет). Издание рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных школ» (2010);
  • «Разработка системы определения особенностей развития ребенка (интегративных качеств) на этапе перехода от дошкольного к общему (начальному) образованию (в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС» (2011);
  • «Разработка программ психологического сопровождения ДОУ в соответствии с ФГТ» (2013);
  • «Разработка инструментария для оценки результатов освоения детьми ООП в условиях вариативности дошкольного образования и в соответствии с ФГТ» (2013);
  • «Разработка системы оценки качества предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГТ» (2013)

На кафедре ведется подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре по научной специальности 19.00.13 Психология развития, акмеология. В числе защищенных работ диссертационные исследования Беневольской Т.Б. («Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада», 2008. Научный руководитель – Т.В. Лаврентьева), Подзоровой Е.Л. (Эмоциональное предвосхищение результатов решения познавательных задач в дошкольном возрасте», 2009. Научный руководитель – Бурлакова И.А.), Ибахаджиевой Л.А. («Особенности объектных страхов у чеченских дошкольников», 2010. Научный руководитель – Бурлакова И.А.), Хохлачевой И.В. («Особенности родительского отношения к дошкольникам с трудностями в общении со сверстниками», 2010. Научный руководитель – Смирнова Е.О.), Хорошевой Е.В. («Основные направления психологической помощи семье, воспитывающей ребенка группы риска», 2012. Научные руководители – М.А. Егорова, О.П. Гаврилушкина), Князевой Е.С. («Предпосылки развития познавательной рефлексии в дошкольном возрасте», 2013. Научный руководитель – Е.К. Ягловская), Абдулаевой Е.А. («Становление пространственного образа себя в раннем и младшем дошкольном возрасте», 2015. Научный руководитель – Смирнова Е.О.).

Кафедра реализует программы повышения квалификации в области дошкольной практической психологии (при наличии базового среднего или высшего профессионального образования в области психологии, социальной работы, педагогики и образования, медицины) и программы профессиональной переподготовки для желающих освоить профессию воспитателя для работы с детьми дошкольного возраста.

Кафедра осуществляет научное и научно-методическое руководство образовательным процессом в Университетском детском центре. Ее сотрудники принимают непосредственное участие в работе с детьми направленную на познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей; консультируют педагогов, психологов, родителей по различным вопросам развития дошкольников.

Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ являются базой для проведения производственных практик, где обучающиеся имеют возможность приобрести опыт практической работы с детьми, организации детских деятельностей (игры, рисования, лепки, конструирования и др.), психолого-педагогической оценки развития детей, экспертной оценки образовательной среды, игр и игрушек для дошкольников и детей раннего возраста.

Преподаватели кафедры