Звоните нам: 8 (495) 632–90–66
Россия, г. Москва, ул. Сретенка 29 (м.«Сухаревская»)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Московский государственный психолого-педагогический университет

Факультет "Психология образования"

Педагогическая психология

Заведующий кафедрой — доктор психологических наук Гуружапов Виктор Александрович 

Контактная информация:
Адрес: ул. Сретенка, д. 29, к. 312
Телефон: (495) 632-90-66
Методист кафедры: Юнисова Алла Борисовна
Е-mail: unisovaag@mgppu.ru

Кафедра педагогической психологии занимается подготовкой будущих специалистов к решению проблем в области психологической поддержки системы общего образования, модернизации и развития современных образовательных технологий и сред, консультирования педагогов, родителей и учеников школы.

Специализация: Педагогическая психология

Деятельность

Кафедра педагогической психологии была образована в 1997г. Ее создание было вызвано потребностью современной школы в специалистах, способных оказывать поддержку  внедрению в учебный процесс педагогических инноваций, обеспечивать индивидуализацию обучения и воспитания детей.

Задачи кафедры:

  • дать студентам широкие теоретические знания о современном состоянии психологии образования
  • сориентировать в методах решения прикладных психолого-педагогических проблем современного школьного образования
  • привить навыки самостоятельного анализа и решения проектных и экспертных задач по психологической поддержке  учебно-воспитательного процесса в школе
  • вовлечь студентов в научную, методическую и практическую работу по психолого-педагогической поддержке общего образования г. Москвы и других регионов России.

Методы обучения
Обучение сочетает как традиционные — лекции, семинары, практикумы — так и современные инновационные методы подготовки — учебное проектирование, учебно-проблемные игры, тренинги, творческие проектные мастерские. Студенты кафедры проходят производственную, педагогическую и преддипломную практику в различных образовательных учреждениях г. Москвы.

Дисциплины специализации (спецкурсы):

  • Активные методы профконсультирования
  • Введение в психологический анализ учебно-воспитательного процесса в школе
  • Прогноз и профилактика проблем в обучении младших школьников
  • Проектирование и экспертиза образовательных технологий и сред
  • Психологическая поддержка неуспешных учеников
  • Психологическая помощь учащимся в период переживания сложных эмоциональных состояний
  • Психологические проблемы социализации современных подростков и юношей
  • Обучение и воспитание детей — сирот
  • Психолого-педагогическая диагностика учебного процесса
  • Психолого-педагогические основы современных дидактических систем
  • Развитие языковой компетенции современного школьника
  • Современные информационные технологии в работе психолога в образовании
  • Теория и практика современных зарубежных педагогических систем
  • Эмоциональная устойчивость субъектов образовательной среды
  • Этнопсихология и этнопедагогика
  • Развитие, диагностика и формирование мышления младших школьников
  • Технология эффективного обучения в современном образовании
  • Психологические особенности отношений учителя и ученика
  • Диагностика и коррекция СДВГ в работе школьного психолога

Основные направления научных исследований кафедры, которые проводятся как преподавателями, так студентами и аспирантами, это:

  • Разработка психолого-педагогических основ проектирования развивающих ситуаций;
  • Разработка методов диагностики метапредметных и личностных образовательных результатов учащихся;
  • Анализ влияния социокультурной среды на развитие сознания детей и молодежи;
  • Психология искусства и художественного развития детей;
  • Изучение эмоционального благополучия учащихся и психологической безопасности среды;

Практика
Практика студентов кафедры проходит в форме практической работы в образовательных центрах и в школах.
Предполагаемое место работы:

  • школы (прежде всего, нацеленные на развитие своей образовательной среды);
  • проектные лаборатории, занимающиеся разработкой образовательных технологий и образовательных сред
  • предприятия, производящие школьное оборудование;
  • институты повышения квалификации учителей;
  • высшие учебные заведения;
  • психолого-медико-социальные центры.

Студенты — выпускники кафедры успешно работают в образовательных и научных учреждениях России, активно участвуют в ежегодных межвузовских и городских конференциях, имеют гранты и дипломы Московского департамента образования.

К кафедре прикреплены аспиранты,  соискатели и стажеры научной специальности 19.00.07 — Педагогическая психология.  Молодые ученые работают над  актуальными проблемами педагогической психологии.

Сотрудники кафедры занимаются научной работой по широкому кругу проблем, связанных с проблемой психологической поддержки учебно-воспитательного процесса в школе. Они ведут практическую работу в базовых экспериментальных школах и учреждениях Университетского округа, городских экспериментальных площадках г. Москвы. Преподаватели кафедры участвуют в работе  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ МГППУ. Они ведут просветительскую работу в СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).  Принимают активное участие в программе дистанционного образования.

Кафедра  совместно с Федерацией психологов образования РФ  и «Психологической газетой  «Мы и Мир» проводит  конкурс психологических работ школьников. В настоящее время сотрудники кафедры включились в московский проект «Строим школу будущего».

Ведут  виртуальное консультирование учителей по вопросам психологической поддержки учебно-воспитательного процесса на сайте Детская психология для специалистов

В ведении кафедры находится, созданная в 2008 году, Мемориальная аудитория имени В.В.Давыдова, которая является методическим кабинетом  популяризации идей развивающего  обучения.

Коллектив кафедры участвует в реализации совместных магистерских программ с коллегами из 1-го Римского университета (Италия, Рим).

Магистерские программы кафедры педагогической психологии:

  • Педагогика и психология воспитания учащихся
  • Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников

Кафедра активно участвует в процессе обучения иностранных студентов и аспирантов (в рамках международных проектов). Участвует в работе Международного научного общества ISCAR.

Научные исследования сотрудников кафедры направлены на решение проблем психологии образования, прежде всего, — на научно-методическую  поддержку  внедрения в практику новых стандартов общего и высшего профессионального образования психолого-педагогического направления. В этой работе участвуют  также студенты старших курсов и аспиранты.

Наиболее значимые публикации:

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов. М., 2004.
2. Божович Е.Д. «Детская психолингвистика: развитие языковой компетенции ребенка». М, 2003.
3. Гуружапов В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова). Методическое пособие. М. 2008.
4. Егорова М.А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий// Психологическая наука и образование. 2001. №1.
5. Зак А.З. Мышление младшего школьника. Спб., 2004.
6. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии: Учебное пособие. — М., 2005.
7. Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. «Ромашка — почемучка». Книга 1: Учебник для 1-го класса по программе «Философия для детей» М., 1998.
8. Мещерякова И.А. Изучение жизненных проблем старшеклассников- методика ирезультаты исследования. 2005.
9. Пряжникова Е.Ю. Введение в учебную и профессиональную деятельность психолога -М., 2001.
10. Соколов В.Л. Развивая математическое мышление. Книга для учителя 5 класса. — М, 2004.
11. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2006.

Научные школы

  • Школа 1
  • Школа 2
  • Школа 3
  • Школа 4
  • Школа 5

Достижения кафедры

  • Достижение 1
  • Достижение 2
  • Достижение 3
  • Достижение 4
  • Достижение 5

Преподаватели кафедры