Московский Городской Психолого-Педагогический Университет  
Факультет психологии образования
факультет
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Сайт МГППУ
Об Университете
Отзывы о факультете
Открыть сайт МГППУ
Статьи › Дошкольная психология › Телепузик как герой нашего времени
 

Контакты
Адрес МГППУ (на карте)
Москва, ул. Сретенка 29
(м. Сухаревская)

Факультет "ПО":
Тел.: (495) 632–90-66

Приемная комиссия:
Тел.: (495) 632-98-66

Телефоны сотрудников ››

ТЕЛЕПУЗИК КАК ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках
  • Как они играют
  • Игрушки: как оценить их качество
  • Психологические средства социо-культурного развития дошкольников в детском доме
  • РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений
  • Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе
  • Телепузик как герой нашего времени
  • Сократический диалог как средство изучения мировоззренческих представлений
  • Воспитательный диалог
  • Сказка о том, как Машенька хороших людей отличать училась
  • Про то, как Машенька в поисках свободы Страну Жизни прошла
  • “Ромашка-почемучка”
  • Двигательно-пластическая выразительность и её развитие в дошкольном детстве
  • Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа
  • Особенности развития зрительного восприятия и графической деятельности у детей 6 лет
  • Организация взаимодействия детей 3-5 лет на развивающих занятиях

  • Авторы: Е.О. Смирнова, М.В. Быкова

    Телепузик как герой нашего времени

    // «Дошкольное образование», № 23, декабрь 2001

    Телевидение все более активно проникает не только в нашу повседневную жизнь, но и в воспитание детей. Телевизор заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, бебушкины сказки и беседы с отцом. Перед этим наступлением наиболее беззащитной и зависимой категорией являются совсем маленькие дети. Если взрослые или подростки могут критично оценивать то, что показывают, могут переключить канал или просто выключить телевизор, то малыши смотрят все, что показывают. При чем они не просто смотрят телепродукцию, они впитывают и усваивают ее. Теле-воздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых — игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы. Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети — это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Взрослые должны с особой ответственностью подходить к тому, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, поскольку все это закладывает фундамент их личности и мировоззрения.

    В последнее время теле-передач, специально созданных для малышей крайне мало. На этом скудном фоне явный приоритет имеет широко известная всем дошкольникам и их родителям программа «Телепузики». Популярность этой передачи вышла далеко за пределы утренних просмотров. Образ «телепузика» стал своего рода символом детской субкультуры начала века. Игрушечные магазины буквально завалены куклами телепузиков (мягкими и твердыми, большими и маленькими, говорящими и молчащими). Детские шапочки, костюмчики, рюкзачки — все строится по образу и подобию телепузиков. Любимая игра наших дошкольников — опять же «в телепузиков», где они подражают их движениям, повторяют их интонации, вопроизводят сюжеты любимой передачи.

    Учитывая столь массовый успех и несомненное влияние этого явления на неокрепшие души наших малышей, важно проанализировать содержание этой передачи. Следует отметить, что эта программа имеет достаточно широкую и разноречивую прессу — одни хвалят ее и восхищаются профессионализмом авторов, другие — возмущаются ее примитивностью и ограниченностью Однако, большинство отзывов на эту передачу принадлежит журналистам или родителям и имеет характер чисто эмоциональной реакции. Мы же попытаемся взглянуть не нее глазами детского психолога.

    Итак, что же представляет собой любимый герой наших детей телепузик? По своему внешнему облику это нечто среднее между инопланетянином и роботом — неподвижная, без мимики маска, стеклянные глаза, антены на голове, а в центре этого существа (там, где обычно располагается сердце, душа или живот) — телевизор. В то же время очевидно, что телепузики — это дети. Их фигурки, интоназии, забавная пластика движений — все соответсвует образу маленького ребенка. Однако при этом в их жизни отсутствут главный атрибут детсва и главное условие жизни ребенка, его физического и психического существования — родители. Это дети без семьи, без папы и мамы, без бабушки и дедушки. Отсутствие семьи и родителей принципиально отличает телепузиков от многочисленных персонажей детских книжек и мультиков. Не только дети, но и зайчики, белочки, котята всегда имеют маму и папу; причем отношения с близкими родственниками обычно составляют главную сюжетную линию произведений для детей.

    В то же время телепузики вовсе не являются самостоятельными и независимыми субъектами. Они вообще не проявляют собственной воли и ничего не делают сами. Их действия подчинены жесткому руководству и контролю со стороны некого голоса, исходящего свыше или из-под земли. Этот голос комментирует их движения, направляет их действия, приказывает и дает простые команды («стоять», «бежать», «спать»), которые они охотно исполняют. Функцию физического ухода осуществляет особый «персонаж» — пылесос, который убирает их экскрименты и наводит порядок в их «стране». Традиционные функции родителя — уход и контроль — как бы распределяются между этими двумя инстанциями — голосом свыше и пылесосом. Однако, эти дети лишены главного и необходимого для ребенка — родительской любви и внимания. Впрочем, для детей пылесоса эта функция видимо не нужна, потому что они — не люди.

    Телепузики лишены всего человеческого и абсолютно безлики. Отсутствие характера и собственных поступков опять же приниципиально отличают их от классических образов детской субкультуры. Чебурашка, Буратино, Незнайка и др., несмотря на сомнительность своего происхождения и отсутствие семьи, обладают ярко выраженной индивидуальностью и вполне человеческими личностными чертами, которые проявляются в их самостоятельных поступках. В отличие от этого телепузики не имеют своего лица; они различаются только цветом и размером. В остальном — это совершенно безликая группа, радостно повторяющая по велению голоса одинаковые примитивные движения.

    Отсюда еще одна отличительная особенность этой программы — полное отсутствие событий и какой-либо сюжетной основы. Здесь нет никаких проблем и огорчений, ничего не случается, ничто не преодолевается. В любой самой простенькой детской сказке (Репка, Колобок, Теремок и др.) всегда есть событие, задача, определяющая действие персонажей и смысловую ткань сказки. Даже в знаменитых коротких стишках А.Барто, которые для многих поколений детей остаются первыми, существует определенное сюжетное напряжение, ощущение опасности и ее преодоление («Уронили Мишку на пол», « Наша Таня громко плачет» и пр.) Без такой сюжетной основы, без содержания, которое определяет смысл действий персонажей, вообще не может быть произведения для детей. В этой передаче ничего подобного нет. Есть бессмысленные и бессодержательные движения одинаковых роботов-марионеток, для которых существует только одно состояние непрерывного и гомогенного счастья. Они не ссорятся и не мирятся, ничего не ищут и никуда не идут. Между ними нет каких-либо устойчивых отношений, напоминающих человеческие. Их единственное желание — посмотреть в животе (теле-экране) партнера очередной документальный фрагмент.

    Об этом фрагменте следует сказать особо, поскольку с ним связана познавательная задача данной программы. Этот документальный материал должен, по замыслу авторов, должен знакомить малышей с окружающей реальностью, показывать разные грани действительности. Детям показывают, как пасутся козы, как растут цветы, как работают врачи и ездят машины. Все эти социальные и природные явления представлены в чисто реалистичном, документальном формате. На экране движутся и говорят дети и взрослые, совершенно не готовые общаться через телекамеру, нередко с плохой дикцией, с явно фальшивым, наигранным оптимизмом сообщают малышам какую-либо полезную познавательную информацию о себе и об окружающем. Понятно, что эта информация не представляет для маленьких детей никакого интереса; она не доходит до них и тем более не усваивается ими. Эти фрагменты скучны и затянуты, к тому же они повторяются 2 раза, что для взрослых — полный абсурд, а для детей мнимая возможность закрепить усвоенное. В общем, познавательная, а тем более худолжественная ценность этих фрагментов весьма сомнительна. Они, в отличие от телепузиков, вовсе не соответствуют интересам малолетней аудитории. Малыши скучают и с нетерпением ждут новой встречи с любимыми героями.

    Почему же столь странный продукт телеиндустрии, не выдерживающий никакой критики ни с художественной, ни с воспитательной, ни с познавательной точек зрения, завоевал столь широкую популярность в нашей стране, где существуют сильные традиции отличной детской литературы, мультипликации и вообще искусства для детей?
    По-видимому, главной причиной теле-пузи-мании является точный расчет на малолетнюю аудоторию. Известно, что в разработке этой программы принимали участие детские психологи из Англии. Они достаточно хорошо поработали и учли возрастные особенности и предпочтения детей от 6 мес. до 2-х лет. Замедленный темп, абсолютная понятность совершаемых движений, постоянные повторы, предсказуемость и узнавамость каждого действия — все это делает передачу доступной и понятной, а потому любимой даже для младенцев. Малыши привязываются, «прилипают» к этим персонажам и начинают нуждаться в их воспроизведении. Формально, передача действительно хорошо моделирует тип сознания годовалого ребенка. Но задача любого произведения для детей, как и воспитания вообще, не консервировать младленческий тип сознания, а развивать, вести вперед, в мир людей, в тот единственный мир, в котором живет ребенок. Здесь же, умело эксплуатируя предпочтения младенцев, авторы телепузиков сохраняют, укрепляют и останавливают формальные младенческие привязанности и этим инфантилизируют, можно сказать зомбируют, сознание наших детей. Бессмысленные движения, отсутствие воли и активности, формально-безразличные отношения становятся нормой и идеалом. Особенно опасно, что эту передачу любят смотреть не только дети раннего возраста, но и дошкольники, и даже дети 7–8-лет. Телепузики стали чем-то вроде будильника — перед школой или детским садом они с восторгом включают телевизор и наблюдают своих любимых героев.

    Всему этому активно способствуют взрослые — не только родители, но и изготовители игрушек и ширпотреба для детей. В своем стремлении отвечать интересам своих детей (а главное — освободиться от них хотя бы на полчаса), родители с готовностью сажают их перед экраном, а потом охотно покупают для них куклы детей-роботов и умиляются детским играм в телепузиков. В результате сформировалось нечто вроде новой торговой марки или массовой рыночной конъюнктуры по производству и размножению «детей пылесоса». Сознание взрослых стало таким же объектом манипуляций, как и сознание детей.

    Очевидно, что для рыночной стихии психологические последствия для развития детей не имеют никакого значения. Однако взрослые, воспитывающие маленьких детей (родители, педагоги, психологи) обязаны думать о том влиянии, которое могут оказать на них эти новые герои детской жизни.

       © 1997-2015 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский Городской Психолого-Педагогический Университет
    © 1997-2015 Факультет "Психология образования" | (495) 632–90-66
    Приёмная комиссия ГБОУ ВПО МГППУ (495) 632-98-66
    Яндекс цитирования